— Да хоть повесьте меня, ваше высочество, — сказал он,
— человек может сделать только то, что в его силах.
А вот мой дедушка важно стрелял из лука…
В. Скотт «Айвенго»
Идея поездки в Германию стала продолжением не состоявшейся в прошлом году экспедиции в Северную Америку. Неудача более раннего проекта привела к некоторому упрощению — решено было ехать не далеко и таким образом закрепить успех позапрошлогоднего проекта «Гент».
К счастью к проекту очень вовремя примкнул Владимир З., который оказался большим знатоком местности и обычаев, приобретенных на почве увлечения фотографией.
Первоначально для проекта было выбрано название «Мюнхенский сговор», однако наши договоренности были достигнуты в Москве и от названия отказались. От идеи использовать в качестве названия «На Берлин» (наше основное направление движения после прилета) тоже отказались по причине неуместной исторической окраски. В итоге осталось нейтральное «Бросок на север».
Следует отметить, что что к вопросу поездки мы подошли в этот раз со всей серьезностью. Решение о поездке было взвешенным и не раз обсуждалось в деталях в ресторанчике «Китайский Квартал» на Проспекте Мира. Участников дополнительно вдохновлял тот факт, что в предшествующем году сходное мероприятие провалилось отчасти в связи с отсутствием достаточного количества заседаний комитета по ее (поездки) организации.
За исключением точки проведения стрелкового мероприятия вся культурная программа последующего пребывания была разработана Владимиром. Он же выступил главным организатором в области букирования билетов и мест проживания, а также транспорта.
Лучшим временем для проведения поздки представлялся май, когда основной сезон летних отпусков еще на начался, а холодное время года уже подошло к концу. Выезд на «майские» был отвергнут Комитетом по причине сезонной дороговизны авиабилетов и стоимости размещения. Оставалась только вторая половина мая, которая устраивала всех.
Как оказалось, в конце мая в ФРГ не слишком много стрелковых мероприятий. Из них еще меньше пистолетных. Подходящее по сроку проведения мероприятие оказалось не близко, в городке Gustrow, располагающемся на территории бывшей ГДР. От приемлемого с точки зрения прибытия международного аэропорта Мюнхена город отделяет не ближний путь, но участников этот факт не испугал.
Сам матч на момент начала регистрации носил название «Nikon’s Cup», но к началу мая обрел новое имя «Baltic-Fun-Shooting». Матч проходил в два этапа — в субботу 19-го стреляли shotgun, а 20-го из короткоствола. Мы на эти изменения оперативно отреагировать не успели, пришлось довольствоваться пистолетной частью, о чем ряд участников, более продвинутых в области владения дробовиком, искренне сожалели.
К месту проведения соревнований мы прибыли заранее. Вечером перед ужином решили найти дорогу к тиру, не тут-то было! Если бы не советы местного жителя с мелкими детьми и столь же мелкой собакой, ни за что не нашли. Тир расположен так, что подъехать к нему можно только по грунтовке, никак не обозначенной на картах. Грунтовку же окружают неприятные на вид заборы на бетонных столбах из колючки с часто встречающейся надписью «Verboten!». По мне, так любому немцу проще найти наше олимпийское стрельбище в Мытищах! На карте место выглядит так:
Или так:
В субботу с раннего утра отправились по уже знакомому маршруту знакомиться с администрацией в лице директора стрельбища и матча по совместительству Фрэнком Тилем (он на фото центре). До этого момента мы общались с ним только посредством электронной почты, и как он выглядит не имели ни малейшего понятия.
Выйдя из помещения администрации стрельбища Борис оптимистично заявил: «Они сказали, что Фрэнка найти легко и сложно с кем-то перепутать». Так и оказалось, а позже выяснилось, что его фото широко представлено на сайте www.ipsc-dvc.org — немецкого аналога нашего makeready.ru
Фрэнк на поверку оказался крайне приятным в общении (он на фото в центре), коммуникации совершенно не осложнял тот факт, что что по-английски он говорил с затруднениями, зато он частично понимал русскую речь (изучал русский в школе).
После краткого знакомства Фрэнк любезно снабдил нас боеприпасами и наиболее распространенными в его краях образцами огнестрельного оружия, а затем отвел в резервную (пристрелочную) галерею стрельбища, где мы могли освоиться, пока остальные участники стреляли из дробовиков (в основном из Benelli M4 Super 90).
Для тренировки нам выдали CZ 75 SP-01 Shadow, Glock, SIG и какой-то новый пистолет от H&K. Вместе отстреляли за полтора часа 500 патронов и были приятно обрадованы местным ценником на боеприпас. Патрон 9х19 в латунной гильзе чешского производства идет по 50 евро за коробку в 250 (sic!) патронов. Пытливый читатель этих строк сам может с легкостью сосчитать, что московский ценник на боеприпасы мягко говоря несколько (в два раза) выше. Однако, по словам местных стрелков, стоимость нашего общего увлечения в Германии не сильно меньше, чем в России — низкая цена патронов с лихвой компенсируется клубными взносами, арендой и другими накладными расходами.
По словам принимающей стороны стрельбище обладает богатой историей, было заложено еще при кайзере, а позднее эксплуатировалось в том числе ГСВГ. К слову сказать, что-то неуловимо напоминало нам в тех местах родное отечество…
В Москве из пятерых участников проекта более-менее регулярно из пистолета стреляем мы с Дмитрием, поэтому к неожиданно выдавшейся предматчевой тренировке подошли со всей серьезностью. Во-первых определились с тем, кто из чего будет стрелять. Четверо (я, Дмитрий, Борис и фройлян Анна) разделили между собой два привычных CZ 75 SP-01 Shadow, один из которых принадлежал лично Фрэнку и был его основным пистолетом до перехода на Glock. Продвинутый Владимир с самого начала решил выступать со знакомым Glock 34.
С CZ на матче произошел забавный курьез — многие стреляющие из данного пистолета в курсе, что в заводском исполнении он поступает с довольно неудобной «длинной» затворной задержкой, которая препятствует постановке на задержку стрелкам с длинными пальцами. Нам достались пистолеты с уже замененными «короткими» задержками. Тем не менее, на нашем с Аней пистолете оказалась деталь от более мощного 10мм экземпляра, которая функционировала нормально, прилично выпирала за пределы рамы. Этот факт был замечен судьей, который потребовал устранить. К счастью у меня была с собой припасена оригинальная «короткая» задержка, которую мы поставили на время матча.
В первый тренировочный день погода резко изменилась, вылезло солнце и припекло так, что все открытые части тела быстро побагровели, а на моей голове проступила «тень» от оголовья наушников. На следующий день на матче солнце добавило еще, хотя я изо всех сил прятал себя в крытой части трелковой галереи.
К матчу приступили в семь утра, к нашему скводу присоединился бывший соотечественник Алексей из Ганновера, любезно заполнивший своим немецким остатки лингвистических затруднений с нашим как-бы английским.
Кстати о языке, владение интеринглшем на территории восточной германии как показала практика штука редкая. В отличие от Голландии немцы видимо не особенно нуждаются в иностранных языках в повседневной жизни. Даже молодежь зачастую владеет только немецким. Я на второй день пребывания вспомнил числительные и полный зощенковский набор спасибо-пожалуйста-извините. Со стоны выгладело наверняка нелепо, но за неимением лучшего годилось.
Атмосфера матча полностью соответствовала его названию. По мнению профессиональных переводчиков слово «Fun» наиболее всего соответствует устаревшему русскому «Потеха». Все было крайне непринужденно и, я бы сказал, даже весело. Участники явно собрались с целью получить максимум удовольствия от мероприятия. Часть спортсменов прибыла к месту соревнований с дачами-прицепами, семьями и домашними животными. Один стрелок даже ночевал в палатке у стрельбища, кажется он прибыл туда накануне на мотоцикле.
Следует также отметить, что большинство участников матча совершенно не парилось по поводу достигнутого спортивного результата. Стрелки ставили своей целью прежде всего хорошо провести время. Основные спортивные баталии состоялись в открытом классе, о чем онозначно свидетельствует турнирная таблица. Открытый класс приятно порадовал стрелкками с мажорными калибрами, коллиматорными прицелами и ДТК. В ряде случаев за стрелками было удобно наблюдать из-за «стенок» благодаря характерному «вертикальному» выхлопу.
Судьи были весьма доброжелательны, заранее предупреждали о возможных нарушениях, мы, в свою очередь, очень старались держать себя в рамках. Возможно, что даже перестарались. Я вот например, чтобы исключить «пронос», на одном упражнении, где мишень активировалась кнопкой справа, переложил пистолет в левую.
Сам я отстрелялся на матче почти без нервов, но налажал, тем не менее, прилично. Для начала исполнил два миса по подвижным мишеням, а под завершение на 10 и 12 упражнениях поразил две бабки и, что совершенно не простительно, оставил необстрелянную «картонку».
Вывод по результатам оказался вполне очевидным — надо быть внимательнее и развивать навыки стрельбы по подвижным мишеням.
Коллега Дмитрий выступил стабильнее, что привело его к 6-му месту в «production».
Из оборудования стрельбища произвели впечатление «чемоданы» непривычно малой глубины. Судя по трухе, которая их них выпадала, внутри находилось что-то вроде прессованных газет. Еще очень понравились подвижные мишени с вертикальным ходом. Мишень медленно поднимается из-за «бабки», после чего резко падает. Механизм сделан по принципу примитивных детских качелей из доски на двух седоков. Мишень в этих качелях уравновешивается цилиндром, который в нижней точке скатывается с доски под действием силы тяжести, освобождая мишень на стойках для падения.
Вот такие были получены впечатления. Этнографическая часть путешествия следует.