Warning: Constant ABSPATH already defined in /home/sayenko/sayenko.ru/docs/wp-config.php on line 14
Комод-вездеход!

Комод-вездеход!

Почему бы совершенно сознательно не попытаться сконструировать автомобиль – уродливый
по существующим стандартам, но настолько отвечающий потребностям и девизу нашего времени,
которое можно назвать “веком целесообразности”, что в силу этого он покажется красивым?
А. Хейли «Колеса»
Речь пойдет о покупке и эксплуатации автомобиля Nissan X-Trail, отечественной сборки 2011 года. Решение о покупке было принято практически спонтанно в связи с продажей прежнего автомобиля семьи — Hyundai Santa-Fe 2005-го года. Данная модель в первоначальном шорт-листе покупок не фигурировала. Как и в случае с предыдущим автомобилем, рассчитывали на то, что на нем будет ездить моя жена. Поэтому она и выбирала. Как получится на практике с эксплуатацией, расскажу потом. Мне было доверено определиться с «мелочами» типа двигателя и прочей ерунды. В листе приглянувшихся были так не похожие дружка-на-дружку Ниссан «Патфайндер», лэндроверовский «Фрилэндер» и Мазда CX-7.
В моем районе компактно расположены производителей практически всех автомобильных марок кроме, пожалуй, Мерседеса. С начала осмотрели Фольксвагены, Лэндроверы и Мазды. Больше всего понравился Тигуан (мне-то по душе более Туарег, но я пока на такую машину не зарабатываю ;-). На нужную модель народного автомобиля была очередь в полтора месяца, а в налиии были только бензиновые экземпляры милого нежно-голубого цвета «Акапулько». Стоит ли говорить, что я как потенциальный водитель активно воспротивился такому сочетанию?!
В итоге свою роль сыграло стечение обстоятельств. В сталоне Ниссан старший братец Pathfinder на поверку оказался и дороговат и громоздок. Икс, стоявший рядом, как-то сразу запал супруге в душу.  Немаловажную роль в процессе выбора сыграл бодрый менеджер автосалона, который на все наши вопросы отвечал утвердительно. Дизель? ТурбоДизель! Цена великовата? Сделаем скидку! Прокатиться хотите? Давайте прямо сейчас! Хотите серебристый? Есть такой! Сколько ждать? Завтра пригоним!
Такое редкостное сочетание имеющегося товара и спроса на него случается не часто, и на семейном совете было решено не растягивать томительное удовольствие выбора и брать то, что есть. На следующий день внес задаток за дизельный двухлитровый Ниссан практичного цвета аллюминиевой кастрюли в широкой комплектации «LE». Заодно набросал список дополнительного оборудования для установки в дилерском сервисе. Да, я знаю, что переплатил за «допы» процентов тридцать по сравнению с независимым инсталлятором, но поверьте, что удовольствие получить машину на руки и забыть о проблемах стоит того. Зато я не повелся на всякие коврики-наклейки-дефлекторы, чем сэкономил для семейного бюджета немалую сумму.
Если честно, то Икса я в качестве предмета покупки никогда не рассматривал всерьез. При этом в моем кругу контактов владельцев данного аппарата немало, во дворе дома их вообще стоит не менее десятка. При всей привлекательности по соотношению цена-качество меня в нем смущала какая-то излишняя экстравагантность. Особенно это касалось первого поколения машины, в котором приборы как в крайней «Праймере» располагались посреди приборной доски. При ближайшем рассморении выяснилось, что за прошедшие годы машинку здорово перелицевали и снаружи и внутри. Приборы вернулись на приличествующее им место, внешний вид стал как-то поубедительнее. Машинке здорово добавили веса, поставив новые бамперы с неокрашенными накладками и бестолковую конструкцию  на крыше с дополнительными фарами, которая делает силуэт еще более высоким и чемоданистым. Гораздо симпатичнее стала задняя оптика, габариты и стопсигналы теперь полупроводниковые, сделаны в виде «квадратных скобок», окружающих заднюю дверь. Физиономию тоже перелицевали, она стала еще более «кирпичной», стирая различия в брутальности облика со старшим братцем-патфайндером.
Из дополнительного оборудования была проведена дополнительная антигравийная обработка колесных арок, отверстия в переднем бампере забраны для профилактики аллюминиевой сеткой. По просьбе жены был установлен задний парктроник, в котором, как оказалось, при наличии штатной видеокамеры заднего вида особой необходимости нет. Хотя, с другой стороны, приобретенный за годы эксплуатации парктроника рефлекс торможения при звуке зуммера следует всячески культивировать.
С того момента прошло уже около полугода, так что можно сделать некоторые промежуточные выводы, которыми и спешу поделиться. К этому дню аппарат пробежал около 8,5 тысяч километров, что полностью укладывается в стандартный норматив межсервиснного пробега. По сервисной книжке ТО следует посещать каждые 15 тысяч, но не реже раза в год.
Хотелось бы отметить редкий для отечественного официального сервиса случай. Не смотря на заботливо вложенную в сервисную книжку карточку с советом «приезжайте к нам через 7 тысяч», сервисная барышня вынимательно выслушала меня и при попытке записаться на ТО сказала: «Вам еще рано, приезжайте в следующем году».
Выбирая комплектацию, я испытывал несколько опасений. Беспокоил «веселый» цвета сажи салон, наглухо тонированные стекла и столь же жизнерадостная кожаная обивка сидений.
Как выяснилось в процессе эксплуатации, черный салон ничуть не хуже светлого, привык быстро, заляпать его довольно сложно, хотя легкий налет пыли чуть более заметен, чем на светлом пластике.
К тонированным «в ноль» стеклам я так и не привык. Это при том, что на Иксе глухая тонировка есть только на задних и на пятой дверях. В сочетании с полем, до которого достает «хвост фокстерьера» — дворник пятой двери, двигаться задним ходом, оглядываясь в пол-оборота с водительского места назад, нет никакого смысла. Автомобили позади видно только по головному свету и габаритам. В сумерках и ночью можно в зеркало заднего вида не смотреть совсем, пользы от увиденного мало. На парковке здорово спасает камера заднего вида, но ее перед маневром требуется часто протирать от грязи.
Кожаная обивка (на самом деле это комбинация натуральной кожи и винила сорта «молодой дермантин») показала себя с лучшей стороны, мое прежнее мнение «летом жарко, зимой холодно», как оказалось, было заблуждением. На практике ощущения от посадки себя на кожу субьективно не более болезненны, чем от посадки на текстиль. В качестве несомненного бонуса следует рассматривать возможность быстрого устранения с сидений пролитых жидкостей и иных загрязнений, что особенно актуально в случае перевозки детей и домашних животных. Первый же случай оценить практичность представился прошлым летом, когда я оставил машину на даче с полуоткрытым люком, от прошедшего дождя в салоне не осталось следов, все на солнышке высохло. Был бы тканевый — возвращался в Москву, сидя на мокром :-). Через полгода эксплуатации обивка на водительском в месте поле контакта с нижней частью спины постепенно покрывается складками. Нужно будет ее обработать каким-нибудь средством по уходу за кожей.
Передние сидения снабжены электроприводом, но памяти настроек «в ключе» не предусмотрено. При смене водителей настройки приходится тоже менять по-старинке. Как-то неделю страдал от боли в пояснице, когда забыл вернуть настройки после дерзкого рейда жены на дачу.
Хорши ксеноновые фары, их наличие было обязательным условием при покупке, поскольку в темноте я вижу скверно. Видно в свете фар хорошо, особенно, если держать стекла в чистоте. Чистоту поддерживать не просто, пластик все-таки здорово греется и грязь с дороги образует сухую непрозрачную корку прямо напротив оптической оси ламп. Омыватель помогает, но частично и не надолго.
Еще есть панорамный люк. На практике он «вещь в себе», но является неотъемлемой частью интересовавшей меня комплектации дизель-автомат-ксенон, так что купив, приходится искать ему применение. Пока оно (применение) не найдено — летом в пробках он не нужен, зимой в холод — тем более. Возможно, что через него удобно вести фото и видеосъемку, но в нашей семье я и основной водитель и фотограф, попробовать врядли удастся .
Раз уж речь зашла о люке — он в Иксе в половину крыши, открывающегося просвета в небо хватает и водителю с пассажиром и сидящим сзади. Люк стеклянный, затонирован в цвет задних стекол и снабжен глухой шторкой — задвижкой в цвет обивки потолка. Шторка не имеет электрического привода, полностью отодвинуть ее с водительского сидения или наоборот задвинуть из полностью открытого положения без посторонней помощи практически невозможно.
Теперь о ездовых качествах. Приятно удивил радиус поворота-разворота, Икс разворачивается там, где моя прежняя Санта крутилась в два, а то и три приема. Дизель оказался бодрым, турбинка легкая — если плавно работать газом, то турбояма практически не ощущается. Как и все турбодизели обеспечивает резкий и плавный разгон, случая и повода оценить, где он заканчивается, пока мне не представилось. Банально негде. На МКАДе как-то разогнался до 120, и двигатель продолжал уверенно тянуть. Февральские морозы показали, что при -25 заводится с пол-оборота, это с учетом лукойловской зимней солярки и антигеля, купленного в магазине «АГА» в отделе уцененных по причине поврежденности упаковки товаров. Приятно порадовали аммортизаторы, удивительным образом сохраняющие работоспособность в мороз. На всех моих прежних машинах езда за пределами -20 напоминала скачки на кухонной табуретке.
Зимняя эксплуатация все-таки выявила несколько недостатков конструкции, причем они довольно неприятные. Во-первых при температуре ниже -12 перестает работать омыватель фар и стекол. Всех стекол. Совсем. Пробовал менять жидкость — не помогает! Заливал ту, что до -25, все равно замерзает и не отмерзает наже во время коротких остановок. Во-вторых не хватает мощности обогрева стекла задней двери. При тех же минус 15-ти очищается очень небольшая площадь вдоль ниток обогрева, что не улучшает и так небезупречную обзорность назад. Третий косяк — пневмоаммортизаторы задней двери. В мороз их эффективность резко падает, после открытия двери она начинает медленно (и абсолютно бесшумно) опускаться. То есть вы открываете дверь, лезете в багажник, а когда распрямляетесь, дверь оказывается в паре десятков сантиметров от вашего затылка. Хорошо, когда затылок защищен шапкой, а когда нет — контакт с дверью получается довольно жестким, искры из глаз сыпятся в багажник крупные и яркие!
Еще одна мелкая, но очень неприятная особенность — работа штатного иммобилайзера. Машина обходится без традиционного ключа зажигания — вместо скважины справа от рулевой колонки находится ручка-крутилка как у газовой плиты. Метка иммобилайзера находится в прямоугольном брелке, чтобы опознать по нему владельца у авто уходит некоторое время. Это время не зависит от того, где вы держите брелок с ключами. Можно держать его в кармане, можно положить в портфель, а портфель положить на пассажирское сидение, можно положить в карманчик-ручку водительской двери, можно повесить на подрулевой переключатель, можно держать метку в руках и потрясать ею. Время опознания метки иммобилайзера никак от этого зависеть не будет, вообще никак. Возможно, что он позволит вам запустить двигатель сразу, а может и подумать секунд 15-30. В голове сразу рисуется картина, где вы удираете на своем Иксе от агрессивных монстров, а двигатель не запускается ;-).
Отдельные несколько слов восхищения и благодарности о багажнике, как говорил герой Булгакова совсем по другому поводу: «Пароль д’оннер — 25 лет ничего подобного»! Идея встроить во второе дно багажника выдвижные ящики заслуживает всяческой похвалы! Если кто не в курсе — в Иксе пол багажника довольно высокий, при складывании задних сидений образует с ними ровную площадку. В пространство между нижним краем задней двери и полом багажника встроен своеобразный комод — справа выдвигающийся ящик с перегородками, слева щель, в которую тодже можно что-то спрятать. В левую часть тоже можно купить выдвижной ящик, но его ценник навевает мысли о рынке мебельного антиквариата времен французских королей. Такая организация пространства позволяет разрешить противоречие между желанием взять с собой массу полезных вещей и возможностью воспользоваться ими, не выкладывая всю поклажу из багажника. Следующее далее описание предметов дает представление об объеме. В моем случае в ящике «комода» справа лежат:
— знак аварийной остановки;
— огнетушитель на 3 литра;
— «прикуриватель» на 3 метра с медными клеммами;
— «нормальная», а не «по правилам» аптечка с разнообразными медикаментами, перчатками, «холодком», перевязкой, ножницами и прочими полезными вещами;
— текстильный буксировочный трос;
— компрессор;
— фонарь-дубина MagLight на две батарейки и полупроводниковой лампочкой;
— аккумуляторная переноска с магнитом и кучей ярких светодиодов;
— ветровка Addidass ярко-желтого цвета  и световозвращающими полосками;
— пакет влажных салфеток, для очистки рук.
Слева в «нише» на всякий пожарный лежат:
— топор «Fiskars» и точилка к нему;
— лопата малая «Fiskars»;
— болторез (не спрашивайте зачем);
— два текстильных пледа, если случится что-нибудь завернуть-укрыть;
— два «поджопника» из «пенки» на случай посидеть на холодном;
— рулон виниловых мешков для мусора на 50 литров;
— пара желтых обливных резиновых перчаток.

Отдельные эстемально настроенные владельцы Иксов утверждают, что в нишу слева целиком помещаются  складные туристические стулья. Надеюсь проверить или опровергнуть данный факт этим летом.

Кроме комода слева и справа от него есть ниши, прикрытые крышками со стороны пола багажника. В них тоже можно много чего упаковать, в моем случае там лежит набор накидных гаечных ключей, пылевые маски для лица, пластиковые стаканы и два рулона армированного скотча. Большинство из описанных выше предметов каждый день не нужны, но их наличие и возможность извлечь в мгновение ока греет душу.

Сам багажник на Иксе довольно глубокий, если что закатилось к задним сидениям — с моим ростом просто так не достать! Это создает потенциальную проблему накопления всякого мусора в труднодоступной области. Я эту проблему решаю так — в багажнике храню объемистый пластиковый ящик с ручками, в который складываю все мелкие предметы, склонные к самостоятельному перемещению, включая канистры с омывайкой, бутылки с антигелем и прочее. Кроме того вожу с собой пластиковую корзину с удобными ручками, которая служит для перемещения продуктов, купленных в супермаркете, от места парковки до квартиры. Без упаковки в багажнике лежат только большой зонт-трость и телескопическая щетка для очистки снега, оба этих предмета легко укладываются в багажнике вдоль.

Со сложенными задними сидениями грузовые возможности особенно впечатляют! Возил я в нем и холодильники и диваны. Благодаря удачной конструкции и плоскому полу умудрился как-то погрузить-отвезти-разгрузить диван единолично без посторонней помощи.

Водительское место оказалось удобным, очень приятно решена проблема размещения напитков, подстаканники снабжены крышками и системой подвода воздуха из вентиляции. К сожалению внутренний диаметр подстаканников велик и ничем не подпружинен, поэтому практически любые помещенные туда стаканы и бутылки не только болтаются, но и зачастую издают на ходу неприятные звуки. Я решаю эту проблему при помощи пачки салфеток, которыми заполняю промежуток между стенкой подстаканника и содержимым.
Еще об интерьере — карманы на дверях довольно глубокие, но при этом очень узкие. В широкую часть с трудом помещается флакон с санитайзером для рук, любой другой предмет, помещенный в карман извлекается с трудом.
Блок управления на водительской двери размещен на плоскости глухого черного цвета, при этом подсветкой снабжена только кнопка управления стеклом этой самой двери. Все остальное в темноте приходится искать на ощупь.
Место для размещения телефона не предусмотрено. Все имеющиеся ниши и карманы небезопасны. Пришлось самому «колхозить» держатель  в салон. Об этом опыте напишу отдельно.
Пару раз после обкатки пытался продавить педаль газа на ходу посильнее. Результат был ожидаемый, но крайне неприятный. При резком газе момента хватает на то, чтобы вызвать легкую пробуксовку, которая быстро ловится штатными системами безопасности. Металлические собаки на поводках как в телевизионном ролике из колес при этом не выскакивают, лжет реклама ;-)! Тем не менее за краткий миг, пока электроника не успела включиться, а машина отправилась гулять сама-по-себе, успеваешь слегка испугаться.
До пробы внедорожных возможностей ход тоже пока не дошел. Осенью перевел диск трансмисии в положение «авто», с тех пор и не трогал. Пару раз штурмовал наметенный уборочной техникой полуметровый бруствер снега у обочины. Икс перескакивал к месту парковки без видимых усилий. На бордюр тоже лезет охотно. Принудительным внедорожным режимом и ассистентом спуска с горы не пользовался совсем.
В декабре прошлого года оснастил машину бортовым самописцем Ritmix AVR-770. Прибор прекрасно угнездлся в затонированной области за зеркалом заднего вида. В глаза не бросается, напоминает о себе только звуковыми сигналами и проводом, ведущим к прикуривателю. Как станет теплее, запитаю его от плафона освещения салона.
Продолжение следует, по мере приобретения опыта эксплуатации…